Вполне естественно, все родители хотят, чтобы их ребенок имел все самое лучшее. Поэтому мы так тщательно выбираем для малыша одежду, игрушки, питание. И конечно, не меньшее внимание стоит уделить выбору дошкольного учреждения, в котором наш ребенок будет проводить свои первые годы вне семьи.
Какими нормативными и жизненными критериями должен обладать детский сад? Как доверить свое чадо людям, которые одними из первых в жизни малыша должны перейти из статуса «чужие» в статусы: «мой любимый воспитатель» или «добрая няня»? И как выяснить, что люди, которые будут окружать вашего кроху в ваше отсутствие, – действительно профессионалы своего дела?
Чтобы понять, каким именно должен быть действительно хороший сад, на что надо обратить внимание, выбирая заведение для вашего крохи, чего можно ожидать и требовать, лучше не просто прочитать литературу по теме, а, так сказать, увидеть все воочию.
Чтобы помочь мамам в этом вопросе, мы детально изучили работу одного из херсонских детских садов.
Примером для подражания по праву считается ясли-сад УМВД в Херсонской области, который в 2011 году был признан лучшим детским дошкольным учреждением города Херсона. Именно туда мы постучались и напросились на откровенный разговор с «хозяйками» этого чудесного детского учреждения.
ЗАВЕДУЮЩАЯ, ВОСПИТАТЕЛИ: БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
На что Вы посоветуете обратить внимание в первую очередь тем родителям, которые подыскивают детский садик для своего ребенка?
Людмила Николаевна Рыжикова, заведующая яслями-садом УМВД в Херсонской области:
«Воспитатели, это бесспорно. Ведь, чтобы малышу было в садике хорошо, его действительно должны любить. Поэтому, в первую очередь, обращайте внимание на атмосферу, царящую в рабочем коллективе, - уверена Людмила Николаевна. - В каждом детском саду пахнет по-своему. Вам должен понравиться этот запах. Речь идет не только о запахе манной каши, - улыбается Людмила Николаевна, - я имею в виду «воздух» всеобщего взаимопонимания и доброты. Решая, в какое детское учреждение определить ребенка, первое и особое внимание обращайте не на внешний вид и красоту интерьера. Понаблюдайте за детьми, которые уже находятся в садике. Постарайтесь определить, нравится ли им здесь, довольны ли они. В благоприятной обстановке дети чувствуют себя естественно, раскованно, а значит, много шумят, смеются, подвижны и активны.
И воспитатели, и нянечки должны улыбаться и друг другу, и детям. Общение между воспитанниками и педагогом должно происходить на равных. И вы, и ваши дети должны чувствовать себя уютно в садике, как дома. Еще один совет: постарайтесь почувствовать воспитателей, смотрите им в глаза. Между вами должно возникнуть доверие, ведь эти люди должны стать практически вторыми мамами вашему ребенку».
К выбору сотрудников Людмила Николаевна всегда подходит очень тщательно. Она убеждена, что настоящий педагог должен быть увлеченным своей работой, воспитатели обязаны искать и находить что-то новое, интересное, постоянно совершенствоваться и, конечно, делиться этим с детьми.
- Действительно необходимо отдавать ребенка в детский сад?
Вера Семеновна Дроздовская, воспитатель первой младшей группы яслей-сада УМВД в Херсонской области:
«Пребвание ребенка в детском учреждении имеет немалое значение. Конечно, для многих родителей это еще и удобно, поскольку на время можно освободиться от забот о ребенке, заняться домашними делами, работой. Но если родителей беспокоит лишь то, сыт ли малыш, одет, обут, ухожен, и у них в то же время есть возможность присматривать за ребенком самостоятельно, большой необходимости в детском учреждении не будет. Потому что детские сады существуют далеко не только для этого.
Городская жизнь в квартирах часто ограничивает возможность общения детей друг с другом. А ведь одним из самых важных факторов развития ребенка является общение со своими сверстниками, об этом нужно помнить. В детском саду ребенок попадает в группу детей своего возраста, учится общаться с ними, привыкает к коллективу. Также он приобретает в детском саду необходимые умения и навыки, которые многие родители в силу различных причин дать своим детям не могут. Ребенок, посещающий детский сад, не только готовится к школе, но и легче потом адаптируется в новом, уже школьном детском коллективе. Итак, детский сад имеет, безусловно, положительное влияние на развитие маленького человека.
У нас в саду сложившийся коллектив профессионалов, нет текучки кадров, воспитатели и педагоги работают по 20, а то и 30лет, - продолжает Вера Семеновна. - Поэтому можно сказать смело, что педагоги мы со стажем, большим опытом и действительно те, кто предан своей работе, нашим детям. Мы не делим работу на «как надо» и «как платят». Педагогам необходимо работать качественно, без ошибок. Ведь ошибки воспитателей могут стоить очень дорого, не так ли?» - подытожила Вера Дроздовская.
Сад появился 39 лет назад в День защиты детей, 1 июня. Можно сказать, что его построили сами милиционеры. Поэтому проект получился не типовой и на другие сады здание не похоже. Этот садик и сейчас находится на балансе УМВД – единственное в Херсоне ведомственное детское учреждение. И все, что можно увидеть в саду, – результаты плодотворной работы шефов и персонала заведения. Поверьте, это имеет свои плюсы. Воспитатели сами разрабатывают дизайн помещений, решают, каким должен быть зал, двор, чтобы детворе там понравилось, чтобы было уютно и удобно работать.
Садик - круглогодичный. В нем нет перерывов в работе на лето, что является дополнительным плюсом. Маме не надо беспокоиться о том, с кем оставить ребенка, ведь, в отличие от детей, родительский отпуск бывает не только в жаркое время года.
Сейчас воспитанниками сада являются 180 детей и работает 7 групп.
- Какие рекомендации, на Ваш взгляд, должны помочь родителям, которые приняли решение отдать ребенка в детский сад?
Светлана Николаевна Казачек, воспитатель первой младшей группы яслей-сада УМВД в Херсонской области:
«У большинства родителей желание отдать ребенка в детский сад вызвано объективными причинами. Далеко не всегда родители могут найти удобное, безопасное, оборудованное место для детских игр. Не все родители имеют возможность заниматься обучением ребенка. Хороший детский сад, хорошие и квалифицированные преподаватели и воспитатели действительно во многом помогают и детям, и их родителям в возможности предоставить ребенку еще более правильные и своевременные средства для развития. Но, несмотря на весь профессионализм воспитателей, родителям не следует забывать, что ребенок всегда будет привязан к семье и родителям.
Наиболее подходящим возрастом для события «пойти в детский сад» считается два года. Постарайтесь заранее подготовить малыша к посещению детского сада, подробно расскажите ему об этом. Не нужно делать из похода в садик проблему, ваше собственное беспокойство легко передастся ребенку и может вызвать протест или стать поводом для постоянных переживаний, волнений и даже слез.
Можно рассказать малышу, что посещение детского сада — это привилегия, и тогда он охотно и без осложнений отправится в садик. И все же, оформляя малыша в детский сад, не забывайте: каким бы хорошим дополнением вашему дому он ни был, он не заменит ему семью и общение с вами. Поэтому постарайтесь, чтобы между жизнью ребенка в детском саду и дома сложилась непрерывная связь. Для этого дома вы можете предлагать ему такие же интересные занятия и развлечения, которые особенно нравятся ребенку в детском саду. Почаще играйте, общайтесь со своими детьми. Делайте вместе домашние задания, семейные поделки. Мы не зря предлагаем родителям совместные мероприятия с их детьми».
Важным моментом является умение воспитателя находить контакт не только с детьми, но и с родителями, считает Светлана Николаевна. «Хороший педагог, при желании родителей, всегда поможет с воспитанием и даст дельный совет, - продолжает Светлана Казачек. – Чаще всего мы подходим к этому вопросу индивидуально, консультируем родителей при необходимости. По несколько раз в год мы проводим общие собрания, на которых рассматриваются вопросы обучения, воспитания, возрастных особенностей».
КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ
Кроме выбора воспитателя, немаловажным является вопрос питания. Растущий организм для гармоничного развития должен получать белки, жиры, углеводы и витамины в полном объеме. А поскольку в саду малыш будет завтракать, обедать и полдничать, а это большая часть дневного рациона, то понятно, что еда должна быть здоровой, питательной и вкусной.
Заглядываем в меню. Суп с фрикадельками, рыбная котлета с пюре. Дети едят с удовольствием. Вообще в меню сада не только хороший обед – каждый день мясо, рыба или творог. Но и сытный полдник.
«У нас большинство детей – дети сотрудников МВД, - говорит Людмила Рыжикова. – Иногда после сада им приходится заходить с родителями на работу. Поэтому полдник мы делаем не в виде сдобы и компота, а как полноценный ужин, чтобы ребенок уходил из сада полностью сытым».
Еще одним важным моментом является полноценная «витаминизация». Дети ежедневно круглый год получают фрукты и соки: яблоки, бананы, мандарины. Если у ребенка аллергия, например, на цитрусовые, то ему индивидуально заменяют их печеными яблоками.
Удивило и то, что готовят в саду только любимые детские блюда. Каждый новый пункт меню проходит апробацию, и если дети едят неохотно, то это блюдо больше не появится. Готовят действительно вкусно, как сказали повара по секрету, иногда мамы даже рецепты просят.
Но самое, на наш взгляд, замечательное и необычное для херсонских садиков – это сотрудничество сада с санстанцией в выборе продуктов. Каждый год проходит настоящий «конкурс» производителей, продукцию которых будет закупать сад. Например, берут несколько сортов масла и в лаборатории санстанции определяют, какой родукт самый качественный. И лишь его подают детям на стол. «В этом году мы, например, закупаем только масло цюрупинского производства, - продолжает Людмила Рыжикова, - потому что оно оказалось наиболее приближенным к натуральному качественному продукту. Соки мы берем только от Одесского завода детского питания, рыба – это рыба-язык и т.д. В саду также используют только свежий хлеб, который привозят с хлебозавода каждый день».
УСЛОВИЯ
Важны и условия, в которых ребенок будет находиться: отсутствие сквозняков, выстиранная постель, чистые полотенца и сантехника, теплые группы, нескользкие полы, хорошие доступные игрушки, просторное место для игр - вот далеко неполный перечень того, что формирует понятие о хороших условиях.
Как известно, большинство зданий детских садов были построены не год и даже не десять назад. Поэтому и группы, и коммуникации, и крыши, и детские площадки во многих из них остро нуждаются в обновлении и ремонте, причем не косметическом, а капитальном (скорее полной замене!). Каждый сад выходит из сложной ситуации по-своему.
Со слов Людмилы Николаевны, сад-ясли УМВД в Херсонской области может похвастаться неплохим финансированием.
В саду действительно есть все: хорошее постельное белье, цветное и новое. Антиаллергенные подушки. Мягкие полотенца пакистанского производства. Красивые яркие тарелки, из которых детям приятно есть.
«За последние годы, - продолжает Людмила Николаевна, - мы полностью заменили кровлю здания садика, его канализационные и водопроводные трубы, в помещениях везде установлены металлопластиковые окна. Мы закупили хорошие бытовые холодильники и современные стиральные машины. Сейчас ремонтируем коридоры, хотим положить специальную нескользкую плитку».
Также в проекте на этот год переоборудование музыкального зала и детских площадок.
Удивило наличие ковров. Не в группах, а в коридорах, даже на первом этаже, где ежедневно проходит около 300-т человек. «У нас есть современные пылесосы, - говорит помощник воспитателя первой младшей группы яслей-сада Ирина Семенюта. – Влажная уборка - два раза в день».
ЗДОРОВЬЕ
Известно, что когда ребенок начинает посещать сад, то число респираторных заболеваний, которые он «подхватывает», резко возрастает. Связано это и с психологическим стрессом, и со значительным увеличением числа контактов.
Поэтому немаловажными являются те меры, которые предпринимаются в саду, чтобы помочь детям адаптироваться и повысить иммунитет.
О том, что в период холодов во многих садах родителей просят приносить с собой лук и чеснок, которые дают детям для «отпугивания» вирусов, знают многие мамы. Хочется отметить то, что показалось необычным нам в этом саду.
«У нас зимой и весной проходит С-витаминизация, - поделилась Людмила Рыжикова. – Утром дети пьют чай с лимоном, в течение дня мы предлагаем им настойку шиповника и ревит. Также в каждой группе есть кварцевые лампы, и, пока дети на прогулке, игровые комнаты и спальни кварцуются».
В каждой группе есть фильтры для очистки питьевой воды.
Особое внимание уделяют и закалке. Во многих садах проводят зарядку на свежем воздухе. А вот специальную гимнастику для стоп, на которых находятся активные точки, влияющие на работу всего организма, проводят, наверное, только в этом саду. После сна дети ходят по специальным ребристым дощечкам или солевым дорожкам.
ОБУЧЕНИЕ
Еще один «краеугольный» камень хорошего сада – это обучение. И дело тут даже не в количестве дополнительных занятий, а в методике обучения. Например, не все родители знают, что день ребенка от того момента, как он заходит в группу и до того, как его заберут домой, наполнен интересными занятиями и познанием. Один и тот же материал в течение дня предоставляется детям по-разному: тут и тренировки наблюдательности, и интересные поделки, и развивающие игры, и, конечно, сами обучающие занятия.
Программа
Следует сразу сказать, что детей в этом саду готовят, в основном, для поступления в ведущие школы города – 20-ю, 6-ю, 30-ю. Поэтому и требования к знаниям повышенные. Покидая сад, дети не только читают, но и пишут, и даже решают задачи на два действия.
Основная программа такая же, как и для всех – «Я у світі», утвержденная министерством.
В течение недели у детей проходят занятия по различным направлениям: художественно-эстетическое развитие, конструирование, эмоциональные ценности, физическое развитие, народоведение, социально-моральное развитие, безопасность жизнедеятельности и даже экономическое образование.
«Уже в этом возрасте мы обсуждаем с детьми вопросы соотношения «могу и хочу», - говорит воспитатель первой младшей группы Вера Дроздовская. – Дети «ходят» в игрушечный магазин, задаются вопросом, откуда берутся деньги и т.д.».
Особые методики
Однако обучение некоторым вещам проходит по методикам известных авторов.
«В процессе обучения мы стараемся использовать все новинки, которые появляются в системе образования и которые хорошо себя зарекомендовали, - говорит методист яслей-сада Наталья Красноленская. – Например, обучение чтению у нас проходит по методике Зайцева. Уже с двух лет мы выкладываем кубики для игры. Поэтому то, что дети начинают рано читать – это само собой разумеющееся. Особое внимание уделяется логическим задачам. Важным моментом для развития мышления и подготовки руки к письму является совершенствование мелкой моторики. Для этого используют, например, шнуровку ботинок, пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, теневой театр, «хождение» пальцами по цветным квадратам определенного цвета».
Чтобы материал лучше усваивался, работа часто проходит не со всем классом, а с небольшими группами, на которые дети разделены по усвоению материала. Ведь каждый ребенок растет и развивается по-своему. Одни уже читают, а другие только складывают слоги ... Такой подход дает возможность узнавать новое всем детям в группе.
Особенные слова хочется сказать об утренниках, которые в этом саду проходят как настоящие театрализованные спектакли, в которых участвуют и воспитатели, и дети. «Все это стало возможно благодаря нашему талантливому музруку, - с гордостью говорит заведующая яслями-садом Людмила Рыжикова. – Антонина Васильевна имеет свои авторские разработки, которые печатают в профильных газетах, например в «Дошкільной освіті». Если в саду 6 возрастных групп, то для подготовки утренников создается 6 разных сценариев. Причем, каждый из них индивидуален, составлен специально к конкретному возрасту детей, со своими особенностями и изюминками».
|